Похоронные обряды различных религий

Похоронные обряды различных религий

Похороны можно разделить на несколько больших этапов: косметические процедуры, перевозка тела перед положением в гроб, положение в гроб, церемония прощания, погребение или кремация. Каждый этап представляет собой новую стадию для близких - неизвестный или малоизвестный шаг, который ведет их к последнему прощанию с усопшим. Каждый из этих этапов имеет свою символику, наполнен особым эмоциональным содержанием и философским смыслом. В комплексе все они составляют похоронную процессию. Изучая европейский опыт, я скрупулезно записывал в мой блокнот все, что может быть полезно в работе российским организаторам похорон. Вот коротко, схематично что удалось собрать.

НЕОБХОДИМО ОСТАВИТЬ СЛЕД
Смерть, не имеющая пристанища, блуждающая смерть, смерть, которая нигде и везде. Поэтому должны существовать границы между территорией живых и территорией мертвых, чтобы мог начаться траур. Место памяти помогает материализовать эти границы: кладбище, сад воспоминаний, колумбарий, дерево, у подножия которого был развеян или погребен прах. Памятник, стела, надгробие помогают персонифицировать место, где покоится усопший. Прощальная церемония помогает приобрести форму, которая призвана оставить светлую память об ушедшем. Церемония - один из наиболее выразительных этапов похоронного процесса. Это ритуал, который изменяется в зависимости от ценностей, верований и поведенческих особенностей.

РИТУАЛЬНЫЕ КОСМЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
ПРАВОСЛАВНЫЕ. Над телом усопшего, по примеру благочестивой древности, совершаются многозначительные действия. Тело омывается водой с мыслью, что оно должно предстать перед Богом в чистоте и непорочности. На тело усопшего надевается крестик. Облекается тело в новые, чистые одежды. Поверх одежд постилается белый покров (или саван), напоминающий о белой одежде при крещении. Тело, омытое и облаченное, полагается на приготовленный стол, по русскому обычаю, головой к иконам.
КАТОЛИКИ. По канону - отсутствие косметических процедур и ритуального одеяния. В последнее время этот канон всё чаще нарушается.
ПРОТЕСТАНТЫ. По канону - отсутствие косметических процедур и ритуального одеяния. Многие протестанты прибегают к косметике.
ИУДЕИ. Косметические очистительные процедуры («тахара»), совершаемые членами «Хевра Каддиша» такого же пола, как и усопший. Семья не присутствует. Количество воды является строго определенным, как и этапы процедур, в момент совершения которых читаются псалмы. Тело потом кладется на землю, заворачивается в белую ткань вместе с головой, без каких-либо украшений. Аутопсия (вскрытие) запрещена. 
МУСУЛЬМАНЕ. Основная процедура очищения - омовение. Омовение тела осуществляют четыре человека одного пола с усопшим и знающие ритуал. Женщина может производить процедуры со своим супругом, и наоборот. Тело помещается головой по направлению к Мекке, затем моется от верха книзу, три раза каждая часть, начиная справа. Чистое тело заворачивается в нечетное число одежд (три куска белой невязаной материи); руки кладутся вдоль тела (ладонями кверху) или скрещиваются на груди.

ПОХОРОННОЕ БДЕНИЕ
ПРАВОСЛАВНЫЕ. До погребения и после него по усопшему совершаются панихиды и литии. (Панихида, в переводе с греческого, значит всеобщая продолжительная молитва; лития - усиленное народное моление.) Первая панихида может быть совершена сразу после того, как облаченное тело положено на стол. По традиции православные стремятся провести последнюю ночь перед погребением вместе с покойным.
КАТОЛИКИ. Традиционно существовало до 1960 г., в настоящий момент применяется в редких случаях.
ПРОТЕСТАНТЫ. Не предусмотрено.
ИУДЕИ. Традиционно бдение происходит в присутствии семьи, мужчин и женщин. Сопровождается чтением псалмов и горением свечи, символизирующей бессмертие души. Тело не должно оставаться одно в комнате. Семья, как правило, в полном составе собирается в доме, где выставлено тело, и остаётся в доме на всю ночь перед погребением.
МУСУЛЬМАНЕ. Традиционное бдение: суры Корана рецитируются имамом или другим уполномоченным лицом.

ПРОЦЕДУРЫ БАЛЬЗАМИРОВАНИЯ
ПРАВОСЛАВНЫЕ. Разрешены.
КАТОЛИКИ. Разрешены. (В Италии ожидается, что в ближайшее время будут разрешены).
ПРОТЕСТАНТЫ. Разрешены.
ИУДЕИ. Запрещены. Тем не менее, они являются обязательными в случае выезда из Израиля, так как гроб остается открытым и тело погребается в землю. 
МУСУЛЬМАНЕ. Разрешено в особых случаях, в частности, при выезде из страны.

ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ
ПРАВОСЛАВНЫЕ. Тело полагается в приготовленный гроб, как в ковчег, для сохранения. Глаза покойника закрыты, уста сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно. В руку (правую) влагается иконка Спасителя, в знак веры во Христа, или Распятие. На лоб возлагается бумажный венчик, имеющий надписание: "Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас". Эта надпись расположена между тремя изображениями: Спасителя в центре, Божией Матери и Иоанна Предтечи по бокам. 
КАТОЛИКИ. Совершается профессиональными служащими бюро ритуальных услуг. Усопшего кладут на спину, руки соединяют на груди, в них вкладывается крест/распятие. Могут быть положены символические и личные предметы. 
ПРОТЕСТАНТЫ. Совершается профессиональными служащими бюро ритуальных услуг. Усопшего кладут на спину, руки соединяют на груди. Символические и личные предметы класть не положено. Присутствие пастора во время уложения желательно.
ИУДЕИ. Совершается родственниками. Усопший кладется на спину, лицо повернуто кверху, руки вытянуты вдоль туловища, голова лежит на мешочке с землей Израиля, которой посыпано также тело усопшего.
МУСУЛЬМАНЕ. Положение в гроб совершается теми же, кто совершал гигиенические процедуры; голова лежит по направлению к Мекке.

ГРОБ
ПРАВОСЛАВНЫЕ. Гроб из дерева. Крест с образом Христа закрепляется на уровне лица в верхней части гроба. 
КАТОЛИКИ. Свободный выбор гроба. Крест с образом Христа закрепляется на уровне лица в верхней части гроба. 
ПРОТЕСТАНТЫ. Свободный выбор гроба. Крест с образом Христа или гугенотский крест закрепляется на уровне лица в верхней части гроба. 
ИУДЕИ. Гроб из дерева, простой, без обивки, может иметь звезду Давида. 
МУСУЛЬМАНЕ. Гроб из мягкого дерева с зеленой обивкой (цвет ислама) или с эмблемой в форме полумесяца. В мусульманских странах тело хоронится без гроба в могильной нише, на правом боку, грудь повернута в сторону Мекки. Если тело было уложено в гроб, перед погребением его вынимают.

СРОК ПОГРЕБЕНИЯ
ПРАВОСЛАВНЫЕ. На третий день после смерти тело предается земле. 
КАТОЛИКИ. Определенного срока не предусмотрено. 
ПРОТЕСТАНТЫ. Определенного срока не предусмотрено. 
ИУДЕИ. Как можно скорее, в течение 24 часов. Запрещено проводить похороны в дни Саббата и праздничные дни. 
МУСУЛЬМАНЕ. Как можно скорее, в течение 24 или 48 часов.

ЦЕРЕМОНИЯ В КУЛЬТОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ПРАВОСЛАВНЫЕ. По обычаю Русской Православной Церкви, на третий день возносятся особые молитвы об усопшем - совершается чин погребения (отпевание). Для отпевания тело усопшего приносится в Храм. Совершается Заупокойная литургия, по завершении которой - отпевание. Не следует долго держать покойника в Храме: только в крайнем случае - одни сутки. Если священник не сопровождает гроб до могилы, то в Храме совершается своеобразный чин предания земле. Священник посыпает землю на закрытое покрывалом (саваном) тело усопшего. После предания земле гроб закрывается крышкой, которая забивается гвоздями. По просьбе родственников землю можно посыпать на бумагу, затем ее перевезут на кладбище и там сами перед закрытием гроба крышкой посыплют крестообразно тело.
КАТОЛИКИ. Церемония похорон чаще всего проходит в приходских церквях. Иногда церемония проводится мирянами, иногда священником, чье присутствие необходимо, если заказана месса. Гроб выставляется перед алтарем. В последнее время похороны организуются и в похоронных домах, в специальных залах прощаний.
ПРОТЕСТАНТЫ. Церемония похорон проходит в храме. Это церемония передачи души Богу, которая провозглашает надежду на воскрешение. Послание надежды живым. Не совершается молитва за упокой души усопшего. Церемония может проходить без присутствия тела усопшего в храме. 
ИУДЕИ. Не проходит в синагоге, которая считается домом живых. 
МУСУЛЬМАНЕ. Проводится крайне редко.

КРЕМАЦИЯ
ПРАВОСЛАВНЫЕ. Вопрос о кремации усопших весьма сложный: с одной стороны, в священных книгах нет запрещения сжигания трупов, но имеются указания на традиционный способ погребения тел - предание их земле. В России после принятия закона "О погребении и похоронном деле" (1996 г.) все больше православных предпочитают кремацию. Перед загрузкой тела в печь совершается отпевание с участием священника.
КАТОЛИКИ. Разрешена с 1963 года. Погребенее, тем не менее, предпочтительнее. Кремация совершается после посещения храма, урна не должна вноситься в храм. Рекомендуется не развеивать прах и не хранить урну дома. 
ПРОТЕСТАНТЫ. Разрешена с 1898 года. Протестанты прибегают к ней столь же часто, как и католики. В этом случае пастор приходит в крематорий и сопровождает процессию. 
ИУДЕИ. Запрещена, но практикуется прогрессивными иудеями. Не признается религиозными авторитетами.
МУСУЛЬМАНЕ. Запрещена. В России после принятия закона "О погребении и похоронном деле" (1996 г.) все чаще мусульмане выбирают кремацию.

ЦВЕТЫ
ПРАВОСЛАВНЫЕ. Разрешены. Церковь рекомендует в похоронном убранстве гробов, венков и самих залов прощания придерживаться цветов праздников: в дни Святой Троицы - зеленый, в дни чествования Креста Господня - фиолетовый или темно-красный, в праздники Богородицы - голубые, в разные посты - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный, в дни памяти мучеников - красный.
КАТОЛИКИ. Разрешены.
ПРОТЕСТАНТЫ. Разрешены, но по причине поиска простоты многие семьи предпочитают сделать пожертвования на нужды детских домов, хосписов, другие благотворительные цели. Цветы, тем не менее, часто обрамляют гроб.
ИУДЕИ. Обычно обходятся без цветов.
МУСУЛЬМАНЕ. Обычно обходятся без цветов, но они не запрещены.

КЛАДБИЩЕ
ПРАВОСЛАВНЫЕ. Если священник провожает гроб до кладбища, то предание земле происходит на кладбище. При опускании тела в могилу вновь совершается лития. Гроб с телом в могиле полагается ногами на восток, головой на запад - как стоял гроб в Храме. Все это время собравшиеся молятся. Гроб устанавливается ногами на восток в ожидании наступления утра вечности или второго пришествия Христова. 
КАТОЛИКИ. Чтение молитв в момент, когда гроб опускают в могилу, и благословение. В момент погребения обычно присутствуют миряне, участие священника желательно. 
ПРОТЕСТАНТЫ. Церемония проводится с участием пастора. 
ИУДЕИ. Место проведения прощальной церемонии. Похоронная проповедь произносится раввином. Каждый бросает три горсти земли, потом зачитывают Каддиш. Все присутствующие моют руки, не вытирая их, чтобы символически остаться с усопшим и его семьей. 
МУСУЛЬМАНЕ. Место проведения прощальной церемонии. Умершего кладут на землю на правый бок, голова повернута в сторону Мекки. В могилу бросают горсть земли, говоря айят из Корана. Традиционно мужчины провожают усопшего, а женщины навещают его на следующий день.

НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ 
ПРАВОСЛАВНЫЕ. Над могильным холмиком устанавливается Крест. Он ставится у ног усопшего так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойника. Также устанавливаются и надгробные памятники с высеченными на них крестами. Крест над могилой православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскрешения.
КАТОЛИКИ. Свобода выбора. Большое количество христианской похоронной символики.
ПРОТЕСТАНТЫ. Свобода выбора. Большое количество христианской похоронной символики. 
ИУДЕИ. Содержат надписи на иврите, иногда символ таблиц закона. 
МУСУЛЬМАНЕ. Должны быть простыми с надписями из Корана. Фотографии запрещены.

ПРЕДАЧА ТЕЛА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВЗЯТИЕ ОРГАНОВ
ПРАВОСЛАВНЫЕ. Запрещено.
КАТОЛИКИ. Разрешено.
ПРОТЕСТАНТЫ. Разрешено.
ИУДЕИ. Запрещено.
МУСУЛЬМАНЕ. Запрещено.

В заключение приведу еще несколько фактов, советов, которыми с нами охотно делились во Франции организаторы поездки. В Европе не рекомендуется излишне гримировать покойного. Ни при каких обстоятельствах не разрешается прикасаться к телу, даже после того, как ритуальные, косметические и бальзамирующие процедуры были проведены. 
Особое внимание наши французские коллеги обращали на жесты организаторов похорон. Они должны быть выверенными, отрепетированными. Руки рекомендуется держать чаще всего опущенными и очень редко поднимать их на уровень головы и ни в коем случае выше. Обо всех действиях, манипуляциях, которые похоронная бригада будет совершать, обязательно необходимо сообщать ближайшим родственникам или заказчику похорон. Всю похоронную процессию необходимо совершать без спешки и каких-либо замечаний в адрес участников процессии и, тем более, близких скорбящих. 
В отличие от России, во Франции никаких действий с телом в обнаженном виде не производят. В морг тела доставляются в одежде, также в одежде они сохраняются в холодильных камерах. 
Удивительно было узнать, что сегодня в Европе, как и в России, ритуалы, которые еще вчера утрачивали свои позиции, сегодня возрождаются в новых формах. Будучи совокупностью жестов, слов, имеющих символическое значение, свойственное культурной, этнической группе, похоронные ритуалы позволяют принять факт смерти члена сообщества и вписать его в историю этого сообщества. Церемония, таким образом, помогает сохранить, структурировать память об усопшем и облегчает несение траура.

Виктор Соловьев, вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев, Москва

Система помощи

Полезная информация


На портале имеется много различной полезной информации. Для удобства пользования она разбита на рубрики.
Рубрики раздела Полезное:
• Ушел из жизни близкий: что делать?
• Ритуальные услуги
• Ритуальные товары
• Юридические аспекты
• Психологические аспекты
• Религиозные аспекты
• Как не быть обманутым
• Похоронный этикет и традиции
• ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Глоссарий
- Термины и определения
- Символика
- О печальном с юмором
• ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
- Этнические особенности
- История и Истории
- Интересные факты, исследования

Выбрать рубрику из списка можно открыв пункт главного меню ПОЛЕЗНОЕ (все рубрики расположены в выпадающем списке)
Наименования статей раздела находятся в меню слева, а содержимое статей отображается в правой части страницы.

© Портал разработан компанией ITGeen г. Донецк, ул. 50-летия СССР, 136, Тел.: +38 (071) 326-20-15

Пожертвовать