Православные религиозные обряды
Настоящий христианин не должен воспринимать смерть как конец жизни. Смерть – это конец земного бытия и начало вечной жизни. Именно так нас учит православие, именно такие взгляды на «жизнь земную» и «жизнь вечную», формирует в нас испокон веков принятая дедами и переданная нам религиозная традиция.
Соответственно Канону, который читает священник над телом усопшего, «его душа разлучается с телом, дабы предстать перед ликом Господа нашего, Иисуса Христа, на суд вечный».
Конечно, к такой встрече человек должен подготовиться заранее, еще при жизни. Если смерть не была внезапной и «ныне усопший» долго болел, близкие должны пригласить к нему священника для того, чтобы он его исповедовал и причастил Христовых Тайн, а так же провел обряд Соборования. Именно этот обряд считается в православном христианстве главным этапом подготовки к «упокоению тела». Кроме того, случается так, что как раз после Соборования человеку становится легче переносить болезнь и он безмятежно отходит в мир иной.
Сам по себе погребальный обряд у православных христиан очень трогательный и торжественный. Кроме того, в своей структуре он несет утешение, такое необходимое для страдающих близких. Все песнопения «об усопших» убеждают даже далеких от православия людей в существовании будущей бессмертной жизни и в возможности всеобщего воскресения.
Посредством погребального обряда живые надеются облегчить переход души человека в иной мир. Предавая земле тело усопшего (а оно ведь было «освященным благодатью Таинств, храмом живущего в нем духа») христиане исполняют данный Богу обет.
После кончины тело умершего омывают чистой водой, одевают в белые (или просто подготовленные специально для похорон) одежды и полагают во гроб. Предварительно необходимо и домовину, и сами останки окропить святой водой. Усопшего накрывают белым покрывалом, на чело возлагают венчик (ленту из бумаги с образами Спасителя, Божьей Матери, Иоанна Крестителя).
Бумажный венчик есть своеобразным напоминанием о том неувядающем венце славы (1 Пет. 5, 4), который Господь обещал любящим Его и исполняющим Его заповеди. В руках усопшего должна быть небольшая икона или крест. На шее – нательный (желательно крестильный) крестик.
До отпевания над телом умершего необходимо непрерывно читать Псалтырь и совершать панихиды.
Во время движения траурной процессии от дома к месту погребения (под руководством священника) принято делать остановки и совершать краткие литии (моленья о спасении души умершего).
В идеале, само отпевание должно происходить в храме, куда приносят гроб с почившим христианином. Хотя нередко в наше время церковное отпевание переносится на территорию кладбища (или совершается в доме) и проходит в упрощенной форме.
Траурное шествие от дома до храма (или места погребения) сопровождается церковным песнопением: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!». Любая другая музыка или песни не уместны в ходе погребальной процессии.
Проститься с почившим лучше всего именно в храме после отпевания. Можно это сделать и на кладбище (с разрешения священника). Затем гроб закрывают крышкой, и траурная процессия продолжает свой ход непосредственно к месту погребения. Спереди несут деревянный крест, который потом устанавливают во главе могилы. За крестом следует священник, далее несут гроб с умершим, за гробом идут родственники усопшего. У могилы священник совершает литию, после которой тело предается земле.
Первым бросает землю крестообразно на гроб священник, сопровождая свои действия краткой молитвой: «Господня земля и исполнение ея, вселенныя и вси живущий на ней». Потом разрешается подойти близким родственникам и всем желающим отдать последнюю дань уважения усопшему.
После погребения обычно следует поминальная трапеза, которая непременно должна во всем своем ходе сопровождаться заупокойной молитвой. Все ее участники не должны предаваться чревоугодию, опиваться алкоголем и вести громкие беседы. Это неуважение к умершему и его родственникам. Смысл слова «помянуть» - вспомнить добрые дела почившего, помолиться об искуплении его грехов.
А еще, по православной традиции, следует подавать поминальные записки для участия в Божественной литургии, заказывать панихиды об усопшем (приносить бескровную жертву о его спасении). Все это есть самое сильное и действенное средство к испрошению покойным милости Божией. Помните об этом!