Этот ироничный, прищуренный взгляд, эта улыбка, этот необыкновенный талант. Роль обыкновенного волшебника в «Обыкновенном чуде» сыграна так, что ее будут помнить всегда, как и другие его роли в кино и в театре. Ему было подвластно все. И мы смеялись и плакали, сострадали и гневались вместе с его героями. И было очень трудно принять его такой ранний уход.
Недоиграл, недолюбил, не увидел успех своих внуков. Но звезда по имени Олег Иванович Янковский была и есть такая яркая, что след ее и сейчас греет всех поклонников его таланта и заставляет улыбаться даже сквозь слезы.
Его заметили случайно - провинциального актера из Саратова в Львовском ресторане. Юноша с идеальным лицом. Режиссер увидел в нем арийца, хотя потом предлагали играть и красноармейцев, и крестьян.
"Янковского (он - как кошка - настолько фотогеничен был!) можно было снимать как угодно – ночью, сбоку, при лунном свете, при недостатке света, - рассказывает народный артист СССР, режиссер Марк Захаров. - Он был все равно выразителен. Он был прирожденный киноактер".
"На него можно было смотреть бесконечно, - добавляет народный артист РФ Евгений Миронов. - Вот так вот просто нацелиться на его лицо и смотреть. Во-первых, лицо такое благородное". За благородство ценили вначале. Совсем скоро поняли: блистает не внешность - ум.
"Интеллект - им можно и не обладать, а можно обладать и не суметь его сыграть, - рассуждает Евгений Миронов. - Сыграть, перенести это - он это умел, он был очень умный в кадре".
Высокую планку задал Тарковский. "Зеркало" стало первым опытом. Потом - роль писателя в "Ностальгии". После Канн Олега Янковского знал уже весь мир. Его умение перевоплощаться - загадка, которую актер унес собой.
Никто не входил в кадр так легко и не выходил из него так незаметно - даже для профессионалов. "Я не видел этой "механики", - признается народный артист РФ, кинорежиссер Никита Михалков. - Где, из чего это складывается? Ладно, когда это зрителю не видно, но когда это мне не видно - это интересно троекратно!"
Высочайшую планку он не снизил ни разу – ни когда в 80-е стал кумиром поколения (Янковский признавался, что после этого успеха задыхался от счастья), ни в тяжелые 90-е, когда в стране перестали снимать. Он не разменивался - ждал ролей. Последняя киноработа - роль митрополита. В ней - масштаб его личности и верх актерского мастерства.
"Аналогов нет, - убежден Павел Лунгин. - Это место - оно теперь пустое, никем не занято и не заполнено".
Настоящий актерский подвиг – "Ленком". Его строительству отданы 35 лет. Сцена, которой Олег Янковский он был предан до последних дней. После его ухода не стали ничего менять. Его гримерка, стол, зеркало, его чашка и живые цветы от зрителей. Памятный стенд на служебном входе. И так уже 10 лет.
"Например, тут есть рисунок, детский рисунок, - отмечает народный артист России Александр Збруев. - Я не знаю, кто автор. На рисунке написано: "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"