08.08.1877
26.09.1945
Ханжонков Александр Алексеевич — российский предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа.
Родился в семье сотника, из дворян Войска Донского; отец — Алексей Петрович Ханжонков — был помещиком.
В 1896 году окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище и был принят в чине подхорунжего в привилегированный Донской 1-й казачий полк, расквартированный в Москве. В 1905 году в чине подъесаула уволился в запас по состоянию здоровья, получив причитающуюся в таких случаях по закону выплату в 5 тысяч рублей. Эту сумму Ханжонков вкладывает в кинопромышленность: видимо, поначалу он становится пайщиком московской компании «Гомон и Сиверсен», которая вскоре вливается в его собственное предприятие и на её основе Ханжонков организует на новом оборудовании фабрику по производству кинолент в доме Саввинского подворья. Весной 1906 года создаётся на паях Торговый дом «Э. Ош и А.Ханжонков», целью которого был прокат в России зарубежных кинофильмов и создание российских кинолент.
9 (22) декабря 1906 года Ханжонков обращается в Московскую купеческую управу с заявлением «об учреждении им совместно с тремя вкладчиками Торгового дома в образе товарищества на веру под фирмою „А. Ханжонков и Ко“ с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов». Одним из поручителей компании был известный банкир Иван Озеров, будущий член Государственного Совета.
Поначалу Ханжонков занимается только кинодокументалистикой и прокатом в России зарубежных фильмов, но уже летом 1907 года он начинает съёмки собственной постановочной картины «Палочкин и Галочкин», которая, впрочем, закончена не была.
2 января 1909 года (20 декабря 1908 года по старому стилю) выходит на экраны первая художественная продукция ателье Ханжонкова — фильм «Драма в таборе подмосковных цыган», о котором журнал «Сине-фоно» написал: «…хотелось бы указать на тот факт, что эта лента явилась первой, выпущенной А.Ханжонковым в виде драмы, разыгранной собственной труппой, ибо до сих пор упомянутое ателье производило лишь съёмки с натуры». К этому времени в работе в ателье Ханжонкова находятся одновременно несколько художественных и множество документальных фильмов, которые выходят в 1909 году — в том числе «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба XVI столетия», «Ванька-ключник» и другие. Для работы над ними он привлекает начинающего режиссёра Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома, в которой состояли тогда Александра Гончарова, Андрей Громов, Пётр Чардынин и в которую тремя годами позже поступил Иван Мозжухин. Тематикой картин, выпускавшихся Ханжонковым, были экранизации русской классики, народных сказок, песен и романсов.
С конца 1910 года компания Ханжонкова начинает издавать журнал «Вестник кинематографии». В 1913 году в Ростове-на-Дону появляется второе издание — «Синема». С 1915 года начинает также выходить финансируемый им журнал «Пегас», где, помимо материалов о кино, печатались также материалы о театральной жизни, музыке, литературе и современной культуре вообще.
На счету киноателье Ханжонкова множество важнейших достижений в развитии российского кино. В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича. С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится бесспорным лидером российского кинопроизводства. В начале 1912 года его компания была преобразована в акционерное общество «Ханжонков и К°», с уставным капиталом в 500 000 рублей.
Ханжонков был единственным из крупных российских кинопроизводителей, кто создал в своём ателье специальный Научный отдел для съёмок образовательных, видовых и этнографических фильмов, выпускавший ленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих российских специалистов. Для создания некоторых из этих фильмов привлекались лучшие силы компании: например, в фильме «Пьянство и его последствия», помимо документальных кадров, на которых показывались ужасные отклонения в развитии у детей алкоголиков, были и игровые сцены — Иван Мозжухин изображал допившегося до белой горячки, который видит вылезающего из бутылки чёртика (ещё один редкий по тем временам спецэффект, осуществлённый Владиславом Старевичем).
Весной 1917 года Ханжонков вместе с большинством сотрудников своей компании выезжает в Крым, где организует полноценное кинопроизводство в Ялте и в течение нескольких лет продолжает выпускать фильмы. После разгрома армии Врангеля он в ноябре 1920 года уезжает в Константинополь, затем в Милан и Вену, где пытается восстановить кинопроизводство. В 1922 году на арендованной вилле в Бадене он организует исследования по созданию звуковых фильмов, однако вынужден прекратить их из-за нехватки средств.
В 1923 году к Ханжонкову обращаются представители акционерного общества «Русфильм» с предложением вернуться на родину. Ханжонков предложение принимает, однако «Русфильм» закрывается, так и не начав работать. Ханжонков некоторое время работает консультантом «Госкино», а затем заведующим производством «Пролеткино».
В 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. В итоге он был ввиду отсутствия доказательств его вины освобождён, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав. Из-за этого, а также из-за резкого ухудшения здоровья, Ханжонков вынужден был переехать из Москвы в Ялту.
В 1934 году Ханжонков обращается к председателю кинофотоуправления (фактическому министру кинематографии СССР) Борису Шумяцкому с письмом, в котором пишет: «…Моё положение и в моральном и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться <…> с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным её членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге — смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обречённым вместе со своею женою.» Письмо возымело действие — Ханжонков был реабилитирован и получил правительственную персональную пенсию. В последние годы жизни он занимался написанием мемуаров. Его воспоминания частично опубликованы в книге «Первые годы русской кинематографии» (1937).
Во время немецкой оккупации Крыма в 1941—1944 годах прикованный к инвалидной коляске Ханжонков оставался в Ялте.
Скончался 26 сентября 1945 года, похоронен в Ялте на Поликуровском кладбище.
Режиссер
1911 Оборона Севастополя
1918 Великий аспид
Сценарист
1911 Оборона Севастополя
1915 Братья Борис и Глеб
1915 Из мира таинственного
1915 Ирина Кирсанова
1916 Жизнь, побежденная смертью
Продюсер
1908 Драма в таборе подмосковных цыган
1908 Русская свадьба XVI столетия
1909 Боярин Орша
1909 Вадим
1909 Ванька-ключник
1909 Власть тьмы
1909 Женитьба
1909 Мазепа
1909 Мёртвые души
1909 Хирургия
1909 Чародейка
1910 В студенческие годы
1910 Вторая молодость
1910 Идиот
1910 Коробейники
1910 Любовь за гробом, или Жизнь за жизнь
1910 Мания величия, или Записки сумасшедшего, Васильки
1910 Пиковая дама
1910 Русалка
1911 Боярская дочь
1911 Братья-разбойники
1911 Василиса Мелентьева и царь Иван Васильевич Грозный
1911 Дачный мужчина, или трагик поневоле
1911 Евгений Онегин
1911 Князь Серебряный
1911 Крейцерова соната
1911 На бойком месте
1911 Накануне Манифеста 19 февраля
1911 Оборона Севастополя
1911 Последние минуты Дмитрия Самозванца
1911 Последний нынешний денечек
1911 Светит, да не греет
1912 1812 год
1912 Весенний поток
1912 Крестьянская доля
1912 Рабочая слободка
1912 Снохач
1912 Трагедия перепроизводства
1912 Человек
1913 Фальшивый купон
1913 Сумерки женской души | Twilight of a Woman's Soul
1913 Страшная месть
1913 Обрыв
1913 Ночь перед Рождеством
1913 На Кавказском курорте
1913 Княгиня Бутырская
1913 За дверями гостиной
1913 Жизнь, как она есть
1913 Дядюшкина квартира
1913 Домик в Коломне
1913 Горе Сарры
1913 Воцарение дома Романовых
1913 Вам такие сцены не знакомы
1913 Братья
1914 Щели
1914 Цыганские романсы
1914 Хризантемы
1914 Холодные души
1914 Ты помнишь ли?..
1914 Трансформатор (фильм-спектакль)
1914 Только раз в году
1914 Теща в плену у германцев
1914 Тетушка огерманилась
1914 Тайна германского посольства
1914 Таинственный некто
1914 Сын своего народа
1914 Страничка жизни
1914 Сорванец
1914 Слезы
1914 Слава — нам, смерть — врагам
1914 Сказка о спящей царевне и семи богатырях
1914 Сила сопротивления
1914 Сестра милосердия
1914 Руслан и Людмила
1914 Ревность
1914 Немые свидетели
1914 Немецкое засилье
1914 Мазепа
1914 Люля Бек
1914 Король, закон и свобода
1914 Кормилица
1914 Идеалы современной молодежи
1914 Злая ночь
1914 Жизнь в смерти
1914 Ее геройский подвиг
1914 Дитя науки
1914 Дитя большого города
1914 Господин директор флиртует
1914 В руках беспощадного рока
1914 Волга и Сибирь
1914 Брак по публикации
1914 Бамбуковое положение
1914-1915 Женщина завтрашнего дня
1915 Я - Царь, я - Раб, я - Червь, я - Бог
1915 Юрий Нагорный
1915 Юность прекрасная, светлая, чистая
1915 Хромоножка
1915 Убийство балерины Пламеневой
1915 Тысяча вторая хитрость
1915 Тени греха
1915 Татьяна Репина
1915 Счастье вечной ночи
1915 Судьба не прощает удачи
1915 Сто тысяч
1915 Сила внутри нас
1915 Родные души
1915 Пробуждение
1915 Похождения Шпейера и его шайки "Червоных валетов"
1915 Потоп
1915 После смерти
1915 Поединок роковой
1915 Пламя неба
1915 Петербургские трущобы
1915 Песнь торжествующей любви
1915 От преступления к преступлению
1915 Обожженные крылья
1915 Наташа Ростова
1915 Миражи
1915 Любовь статского советника
1915 Леон Дрей
1915 Кумиры
1915 Краденое счастье
1915 Комедия о боярыне Сапун-Тюрякиной
1915 Клуб нравственности
1915 Катюша Маслова
1915 Как я осаждал крепость
1915 История одного лета
1915 Испанское недоразумение
1915 Ирина Кирсанова
1915 Инвалиды духа
1915 Из мира таинственного
1915 Злой мальчик
1915 Затравленная
1915 Жемчужное ожерелье
1915 Дурман
1915 Драконовский контракт
1915 Достойный нации
1915 Доктор с собачьей площадки
1915Дети века
1915 День трех королей
1915 Дамочки подшутили
1915 Грезы
1915 Возрождение
1915 Венецианский чулок
1915 Братья Борис и Глеб
1915 Бешеная собака
1915 Барышня в беленькой шапочке
1916 Ямщик, не гони лошадей
1916 Чужая душа
1916 Чертово колесо
1916 Человеческие бездны
1916 Тени ушедшего, листья опавшие...
1916 Смерч любовный
1916 Сказка синего моря
1916 Сестры Бронские
1916 Разорванные цепи
1916 Приключение Лины в Сочи
1916 О, женщины...
1916 О, если б мог выразить в звуках...
1916 Одна из многих
1916 Нина
1916 Нелли Раинцева
1916 Невеста студента Певцова
1916 Метресса Его Превосходительства
1916 Марионетки рока
1916 Лунная красавица
1916 Королева экрана
1916 Колдунья
1916 Загадочный мир
1916 Жизнью смятые души
1916 Жизнь, побежденная смертью
1916 Жизнь за жизнь
1916 Да здравствуют... мыши
1916 Гриф старого борца
1916 Возмездие
1916 В мире должна царить красота
1916 Вечно лишь то, что утрачено
1917 Сумерки
1917 Саидэ
1917 Революционер
1917 Покушение на губернатора
1917 Набат
1917 Ложь
1917 Лина под экспертизой, или Буйный покойник
1917 Король Парижа
1917 Княжна Лариса
1917 Искушение
1917 За счастьем
1917 В стране любви
1917 Аркаша женится
1918 Честное слово
1918 Тимбутс - гроза Парижа
1918 Тереза Ракен
1918 Стелла Марис
1918 Слякоть бульварная
1918 Сказка весеннего ветра
1918 Проект инженера Прайта
1918 Поэт и падшая душа
1918 Море
1918 Мисс Мэри
1918 Любовь, одна любовь...
1918 Заемная жена
1918 Эпизод любви
1918 Вий
1918 Великий аспид
1919 Кобыла лорда Мортона
1919 Фауст
1920 Жизнь не простила
1920 За что?
Поликуровское кладбище, Ялта
© Портал разработан компанией ITGeen г. Донецк, ул. 50-летия СССР, 136, Тел.: +38 (071) 326-20-15