Прокофьев Сергей Сергеевич

11.04.1891

05.03.1953

Красноармейский р-н, Красное Украина
Донецкая обл.

Москва Россия
Москва и Московская обл.

Не гонясь за бессмысленной славой, В своем сердце любовь сохранив, Ты ушел, но успел нам оставить Вечной музыки светлый мотив

Памятные знаки


09.03.2018
Бондарь Алла


09.03.2018
Бондарь Алла


15.03.2018
Админ


15.03.2018
Админ


16.03.2018
Бондарь Алла


Биография

Редактировать

Сергей Сергеевич Прокофьев — русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. Родился в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Покровского района Донецкой области Украины)

Отец, Сергей Алексеевич Прокофьев (1846—1910), происходил из купеческой семьи, учился в Москве в Петровской сельскохозяйственной академии (1867—1871). Мать, Мария Григорьевна (урождённая Житкова, 1855—1924), родилась в Петербурге и закончила гимназию с золотой медалью. Её отец был крепостным Шереметевых, в середине XIX века переехал в Петербург, женился на горожанке шведского происхождения. Отец управлял имением своего бывшего однокурсника по академии Д. Д. Сонцова.

Любовь к музыке привила мать, часто музицировавшая и исполнявшая преимущественно произведения Бетховена и Шопена. Сергей сперва слушал, а затем стал подсаживаться рядом за инструмент и стучал по клавишам. Мария Григорьевна была хорошей пианисткой и стала первой музыкальной наставницей будущего композитора. Музыкальные способности Сергея проявились в раннем детстве, когда он в пять с половиной лет сочинил первую крохотную пьесу для фортепиано «Индийский галоп». Это сочинение было нотировано Марией Григорьевной, последующие пьесы (рондо, вальсы, и так называемые вундеркиндом «песенки») Серёжа научился записывать самостоятельно. Позже отец начал давать сыну уроки математики, а мать обучала его французскому и немецкому языкам.
В январе 1902 года в Москве Сергей Прокофьев был представлен С. И. Танееву, которому играл отрывки из оперы «Великан» и увертюру к «Пустынным берегам». Композитор был впечатлён способностями юного музыканта и просил Р. М. Глиэра заниматься с ним теорией композиции. Летом 1902 и 1903 годов Глиэр приезжал в Сонцовку давать уроки Прокофьеву.

С 1904 года учился в Петербургской консерватории в классе инструментовки Н. А. Римского-Корсакова, у А. К. Лядова по классу композиции, у Я. Витола — по музыкально-теоретическим дисциплинам, у А. Н. Есиповой — по фортепиано, у Н. Н. Черепнина — по дирижированию. Окончил консерваторию как композитор в 1909 году, как пианист — в 1914 году, когда победил в конкурсе среди пяти лучших учеников выпуска исполнением своего Первого фортепианного концерта, был удостоен золотой медали и награждён почётной премией имени А. Г. Рубинштейна — роялем фабрики «Шрёдер». В молодом выпускнике Петербургской консерватории с начала 1910-х годов многие видели крупного русского композитора. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.

Становлению исполнительского мастерства способствовало сближение с петербургским кружком «Вечера современной музыки», на концерте которого 18 [31] декабря 1908 года состоялось первое публичное выступление в качестве композитора и пианиста. В рецензии о дебюте были отмечены оригинальность, несомненный талант, творческая фантазия, экстравагантность, необузданная игра фантазии и изобретательность Сергея Прокофьева. Рецензент отнёс молодого автора к «крайнему направлению модернистов», который «заходит в своей смелости и оригинальности гораздо дальше современных французов».

Во время второй поездки за границу в Лондоне в июне 1914 года состоялось знакомство С. С. Прокофьева с С. П. Дягилевым. С того времени началось многолетнее сотрудничество композитора и антрепренёра, продолжавшееся до смерти Дягилева в 1929 году. Для антрепризы Русские балеты Прокофьев создал четыре балета: «Ала и Лоллий», «Шут», «Стальной скок» и «Блудный сын»
После начала Первой мировой войны Прокофьев работал над созданием оперы «Игрок» и балета «Ала и Лоллий». Молодой композитор не подлежал призыву в армию, как единственный сын в семье. Для ознакомления с балетом Дягилев вызвал Прокофьева в Италию, но по различным причинам отказался от постановки «Алы и Лоллия» и сделал композитору новый заказ — балет «Шут» (полное название «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»). 22 февраля (7марта) 1915 года в Риме состоялось организованное Дягилевым первое заграничное выступление Прокофьева, когда были исполнены Второй фортепианный концерт с оркестром под управлением Бернардино Молинари и несколько пьес для фортепиано.

7 мая 1918 года Прокофьев выехал Сибирским экспрессом из Москвы и 1 июня прибыл в Токио. В Японии выступил как пианист с двумя концертами в Токио и одним в Иокогаме, которые, по словам антрепренёра А. Д. Строка, прошли бесславно и принесли мало денег. Два месяца композитор добивался американской визы и 2 августа отплыл в США. 6 сентября Прокофьев прибыл в Нью-Йорк, где осенью 1918 года завершил своё первое сочинение заграничного периода — «Сказки старой бабушки».

Условно, поскольку работа над некоторыми произведениями задумывалась или началась ранее, хронологические рамки заграничного периода Прокофьева определяются с 1918 по 1935 год до его окончательного переезда в Москву в 1936 году. Среди крупных сочинений данного периода создавались и были завершены оперы «Любовь к трём апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1919—1927), балеты «Стальной скок» (1925), «Блудный сын» (1928), «На Днепре» (1930), вторая (1925), третья (1928) и четвёртая (1930) симфонии; третий (1917—1921), четвертый (1931) и пятый (1932) концерты для фортепиано. Перечень крупных сочинений композитора заграничного периода завершает второй скрипичный концерт (1935).

Во второй половине 1920-х и в первой половине 1930-х годов Прокофьев активно гастролировал в Америке и Европе как пианист (исполнял преимущественно собственные сочинения), изредка также как дирижёр (только собственных сочинений); в 1927, 1929 и 1932 годах — в СССР. В 1932 году записал в Лондоне свой Третий концерт (с Лондонским симфоническим оркестром) и в 1935 году в Париже — ряд собственных фортепианных пьес и обработок. Этим исчерпывается наследие Прокофьева-пианиста.

В 1936 году Прокофьев с семьёй окончательно переехал в СССР и обосновался в Москве. В дальнейшем композитор выезжал за границу лишь дважды: в сезонах 1936/37 и 1938/39 годов. В 1936 году по инициативе Наталии Сац написал для Центрального детского театра симфоническую сказку «Петя и волк» (премьера состоялась 2 мая 1936 года), основное назначение которой дидактическое — демонстрация инструментов симфонического оркестра.

Во время Великой Отечественной войны Прокофьев много работал над балетом «Золушка», 5-й симфонией, сонатами для фортепиано № 7, 8, 9, сонатой для флейты и фортепиано. Согласно Кшиштофу Мейеру, Пятая симфония Прокофьева «вошла в список наиболее выдающихся произведений, тематически связанных с трагедией Второй мировой войны». Важнейшим сочинением военного периода стала опера «Война и мир» по одноимённому роману Льва Толстого. Прокофьев написал музыку к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (в двух сериях, 1944—1945), свидетельствующую о его исключительно высоком композиционном мастерстве.
В феврале 1948 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели», в котором передовые советские композиторы (Прокофьев, Шостакович, Мясковский, Попов, Шебалин, Хачатурян) были подвергнуты резкой критике за «формализм». Ряд сочинений Прокофьева секретным приказом Комитета по делам искусств был запрещён к исполнению. 16 марта 1949 года по личному распоряжению Сталина этот секретный приказ был отменён, а официальная пресса стала оценивать действия Комитета 1948 года как «некоторые перегибы».

По следам постановления с 19 по 25 апреля 1948 года прошёл Первый съезд Союза композиторов СССР, где основными гонителями Прокофьева выступили его прежний близкий друг Б. В. Асафьев, молодой композитор и секретарь СК СССР Т. Н. Хренников, а серым кардиналом «непримиримой борьбы с формализмом» был музыковед Б. М. Ярустовский. В обширном докладе Хренникова на съезде критике подверглись многие сочинения Прокофьева, в том числе, его 6-я симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке». Если 6-я симфония со временем получила признание прокофьевского шедевра, то «Повесть о настоящем человеке», опера нестандартная и экспериментальная, остаётся недооценённой.

С 1949 года Прокофьев почти не выезжал с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме писал сонату для виолончели и фортепиано, балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт для виолончели с оркестром, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952). В конце фильма «Сергей Прокофьев. Сюита жизни. Opus 2» (1991) Евгений Светланов отметил, что Прокофьев ещё при жизни стал настоящим классиком, как Гайдн и Моцарт. Композитор работал в день своей смерти, о чём свидетельствует запись даты и времени на рукописи с завершением дуэта Катерины и Данилы из балета «Каменный цветок».

Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска (скульптор М. Л. Петрова).

11 декабря 2016 года в Москве в Камергерском переулке на открытии памятника композитору, приуроченному к 125-летию со дня его рождения, Валерий Гергиев сказал, что в наши дни Прокофьев воспринимается, как Чайковский, является Моцартом XX века: «Не было таких мелодистов, как Прокофьев, в 20 столетии. Ещё не скоро на земле появятся композиторы, равные дарованию Сергея Сергеевича»

Звания

Редактировать

1933 — Почётный профессор Московской Государственной Консерватории имени П. И. Чайковского
1947 — Народный артист РСФСР
1947 — Член Шведской королевской музыкальной академии

Награды

Редактировать

Шесть Сталинских премий:

1943 — II степени за 7-ю сонату
1946 — I степени за 5-ю симфонию и 8-ю сонату
1946 — I степени за музыку к 1-й серии кинофильма «Иван Грозный»
1946 — I степени за балет «Золушка»
1947 — I степени за сонату для скрипки и фортепиано
1951 — II степени за вокально-симфоническую сюиту «Зимний костёр» и ораторию «На страже мира» на стихи С. Я. Маршака

1943 — Орден Трудового Красного Знамени
1944 — Золотая медаль Королевского филармонического общества
1957 — Ленинская премия присуждена посмертно за 7-ю симфонию

Творческое наследие

Редактировать

Оперы
«Великан» (написанная 9-летним композитором, эта опера ставится в ряде театров и поныне).
«На пустынных островах» (1901—1903, написаны Увертюра и Акт 1 в трёх картинах)
«Маддалена» (1911; 2-я редакция 1913)
«Игрок» (по Ф. М. Достоевскому, премьера во 2-й ред., на франц. яз., 1929, Брюссель)
«Любовь к трём апельсинам» (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград)
«Огненный ангел» (по В. Я. Брюсову, фрагменты в концертном исполнении 1928, Париж; мировая премьера (на итал. яз.) 1955, Венеция)
«Семён Котко» (по В. П. Катаеву, 1940, Москва)
«Обручение в монастыре», др. назв. «Дуэнья» (по Р. Шеридану, 1946, Ленинград)
«Война и мир» (по Л. Н. Толстому), 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же; 2012, Москва)
«Повесть о настоящем человеке» (по Б. П. Полевому, закрытое исполнение на репетиции 1948, Ленинград; спектакль в редакции М. Эрмлера и Г. Рождественского 1960, Москва; концертное исполнение (с купюрами) под управлением В. Гергиева 2002, Роттердам; мировая премьера полной версии оперы под руководством А. Лубченко 2015, Владивосток)

Балеты
«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921, Париж)
«Трапеция» (1925, Гота), на музыку Квинтета для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса g-moll, op. 39, с добавлением 2-х дополнительных частей
«Стальной скок» (1927, Париж)
«Блудный сын» (1929, там же)
«На Днепре» (1932, Парижская опера),
«Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру; 1938, Брно, на музыку первой и второй сюит; премьера полной версии — 1940, Ленинград)
«Золушка» (1945, Москва)
«Сказ о каменном цветке» (по П. П. Бажову; 1954, Москва)

Для хора и солистов с оркестром

«Семеро их», кантата. Оригинальный подзаголовок Прокофьева: «Халдейское заклинание для солиста, хора и оркестра» (слова К. Д. Бальмонта в переделке Прокофьева, 1917—1918)
Кантата к 20-летию Октября. На тексты К. Мар­кса, В. И. Ле­ни­на и И. В. Ста­ли­на (1936—1937)
«Александр Невский», кантата (слова Прокофьева и В. А. Луговского, 1939)
«Здравица», кантата к 60-летию Сталина (слова «народные», 1939)
«Расцветай, могучий край!», кантата для хора и оркестра
«Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», кантата для хора, солистов и оркестра на слова П. Антокольского
«Зимний костёр», сюита для оркестра и детского хора (слова С. Я. Маршака, 1949)
«Песни наших дней», кантата для солистов и оркестра
«На страже мира», оратория (слова С. Я. Маршака, 1950)

Для оркестра

Симфония № 1
Симфония № 2
Симфония № 3
Симфония № 4
Симфония № 5
Симфония № 6
Симфония № 7
«Ала и Лоллий» («Скифская сюита», 1915)
«Петя и волк» (авторский подзаголовок: Симфоническая сказка для детей; 1936)
Пушкинские вальсы (1949)
Три сюиты на музыку балета «Ромео и Джульетта» (1936, 1936, 1946)

Музыка к кинофильмам

«Поручик Киже» (1934)
«Пиковая дама» (1936; фильм сгорел при пожаре «Мосфильма»)
«Александр Невский» (1938)
«Партизаны в степях Украины» (1941)
«Котовский» (1942)
«Тоня» (из киносборника «Наши девушки», 1942)
«Лермонтов» (1943; совместно с В. Пушковым)
«Иван Грозный» (1945)

Для фортепиано с оркестром
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Des-dur, op. 10 (1912)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром g-moll, op. 16 (1913; 2-я редакция, 1923)
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром C-dur, op. 26 (1921)
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром B-dur, op. 53 (1931; для левой руки)
Концерт № 5 для фортепиано с оркестром G-dur, op. 55 (1932)
Для скрипки с оркестром
Концерт № 1 для скрипки с оркестром D-dur, op. 19 (1917)
Концерт № 2 для скрипки с оркестром g-moll, op. 63 (1935)
Для виолончели с оркестром
Концерт для виолончели с оркестром, op. 58 (1938; 2-я ред. под названием Симфония-концерт для виолончели с оркестром, op.125, 1952)

Для инструментального ансамбля
Увертюра на еврейские темы c-moll, op. 34 (1919)
Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса g-moll, op. 39 (1924)
Две сонаты для скрипки и фортепиано (Вторая — переложение Сонаты для флейты и фортепиано)
Соната для скрипки соло
Соната для двух скрипок (1932)
Соната для виолончели и фортепиано
Соната для флейты
Два струнных квартета

Для фортепиано
Соната № 1 фа минор — ор. 1 (1907—1909)
4 этюда для фортепиано — ор. 2 (1909)
4 пьесы для фортепиано — ор. 3 (1907—1908)
4 пьесы для фортепиано — ор. 4 (1908)
Токката ре минор — ор. 11 (1912)
10 пьес для фортепиано — ор. 12 (1906—1913)
Соната № 2 ре минор — ор. 14 (1912)
«Сарказмы» — ор. 17 (1912—1914; премьера 1916)
«Мимолётности» — ор. 22 (1915—1917)
Соната № 3 ля минор — ор. 28 (1907—1917)
Соната № 4 до минор — ор. 29 (1908—1917)
«Сказки старой бабушки» — ор. 31 (1918)
4 пьесы для фортепиано — ор. 32 (1918)
Соната № 5 до мажор — ор. 38 (1923)
Дивертисмент — ор. 43b (1938)
6 транскрипций для фортепиано — ор. 52 (1930—1931)
2 сонатины для фортепиано — ор. 54 (1931—1932)
3 пьесы для фортепиано — ор. 59 (1933—1934)
«Музыка для детей» — ор. 65 (1935)
«Ромео и Джульетта». 10 пьес для фортепиано — ор. 75 (1937)
Соната № 6 ля мажор — ор. 82 (1939—1940)
Соната № 7 си бемоль мажор — ор. 83 (1939—1942)
Соната № 8 си бемоль мажор — ор. 84 (1939—1944)
3 пьесы для фортепиано — ор. 96 (1941—1942)
«Золушка» — 10 пьес для фортепиано — ор. 97 (1943)
«Золушка» — 6 пьес для фортепиано — ор. 102 (1944)
Соната № 9 до мажор — ор. 103 (1947)

Также: романсы, песни; музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.

Неоконченные сочинения
Концерт № 6 для двух фортепиано с оркестром
Концертино для виолончели с оркестром (1952, финал дописан М. Ростроповичем, инструментовку выполнил Д. Кабалевский)
Опера «Далёкие моря» по В. А. Дыховичному (сохранилась первая картина, написанная летом 1948; концертное исполнение: 2009, Москва)
Соната для виолончели соло, op. 133

Литературные сочинения

Краткая автобиография. В кн.: С. С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания. Сост., ред., примеч. и вступ. статьи С. И. Шлифштейна. 2-е изд. М., 1961
Автобиография. 2-е изд. М.: Советский композитор, 1982
Автобиография. М.: Классика XXI, 2007 (2-е расширенное изд., с аудио-приложением)
Дневник 1907—1933: в 3 т. Париж: sprkfv, 2002
Рассказы. М.: Композитор, 2003

Родственники

Редактировать

Жена — Прокофьева Лина Ивановна (Лина Любера, 1897—1989)

Сын — Прокофьев Святослав Сергеевич (1924—2010)
Внук — Прокофьев Сергей Святославович (род. 1954)
Сын — Прокофьев Олег Сергеевич (1928—1998)
Внук — Прокофьев Сергей Олегович (1954—2014)
Внук — Прокофьев Габриэль (род. 1975)

Жена — Мендельсон Мира Александровна (Мендельсон-Прокофьева, 1915—1968)



Некролог

Редактировать

Сергей Сергеевич Прокофьев родился (11) 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка, ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию (1904) был автором четырёх опер, симфонии, двух сонат и нескольких фортепианных пьес. В 1909 году окончил консерваторию по классу композиции, в 1914 году – дирижирования и фортепиано. Уже в ранний период выявляются характерные черты творческого облика Прокофьева – активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов его произведений: тонкий лиризм романсов на слова Ахматовой (1916) и напряжённая экспрессия «Игрока»; живописность и поэтичность сказки «Гадкий утёнок» для голоса и фортепиано (1914) и стихийная сила оркестровой «Скифской сюиты» (1914-1915); острый гротеск «Сарказмов» и скоморошья сказочность балета «Сказка про шута...». С 1908 года Прокофьев начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижёр – исполнитель собственных произведений. Весной 1918 года он направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Америка, Франция, Германия, Париж… Он много сочиняет – комическую оперу «Любовь к трём апельсинам» по Гоцци (1919), экспрессивную драму «Огненный ангел» по Брюсову (1919-1927). Творческое содружество сДягилевым стимулировало создание новых балетов для его труппы: «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын» (1928). В 1930 году для театра «Гранд-Опера» был написан балет «На Днепре». В 1927 и 1929 годах композитор приезжает на гастроли в СССР и в 1932 году принимает решение окончательно возвратиться на Родину. Возвращение стимулировало творческий процесс. Были созданы балет «Ромео и Джульетта» (1935-1936), музыка к кинофильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный», произведения для детей. В конце 1930-х он начинает работу над целым рядом сочинений. Завершение большинства из них было отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной. Важнейшей работой военных лет стала опера «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого (1941-1952). С этой же темой связана и последняя опера Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» по Б.Н. Полевому (1947-1948). Умер великий композитор Сергей Сергеевич Прокофьев 5 марта 1953 года, в один день с И.Сталиным. Творчество Прокофьева составило эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века. В 1955-1967 годах изданы 20 томов собраний музыкальных сочинений композитора.

Воспоминания

Оставить воспоминание

Видеовоспоминания

Оставить видео воспоминание

Соболезнования

Оставить соболезнование

Место захоронения

Редактировать

Новодевичье кладбище, Москва

Вам необходимо зарегистрироваться

x

Стать собственником страницы

Выбор музыки

Пауза...
« »
  • 00.
    Без музыки
  • 01.
    Альбинони. Адажио для струнных инструментов
  • 02.
    Брамс. Симфония №3
  • 03.
    Прокофьев. Симфония №6 Часть 3
  • 04.
    Высоцкий. Кони привередливые
  • 05.
    Бетховен. Соната для фортепионо патетическая
x
x

Собственники страницы

Бондарь Алла

Подписчики страницы

Нет подписчиков

x

Галерея

x

Система помощи

МЕМОРИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА

В дальнейшем статус МС можно повысить до расширенного, придав странице памяти более презентабельный вид. Расширенная МС позволяет разместить следующую дополнительную информацию об умершем:
- эпитафию,
- биографию,
- информацию о званиях, наградах, творческом наследии,
- сведения о родственниках,
- некролог,
- фото и видеоматериалы,
- оставить воспоминания и соболезнования;
- указать место захоронения на карте (с фото).
На расширенной МС можно оставить памятные знаки и разместить поминальные открытки.
Просмотр расширенной МС можно сопроводить мелодией, нажав кнопку «Изменить музыку», расположенную под фото, и выбрав один из предложенных вариантов.
Расширенная МС демонстрируется на портале в полном объеме в течение 1 месяца, а затем доступна для просмотра в виде простой страницы. Вся введенная информация при этом сохраняется. Для публикации МС в полном объеме предлагается воспользоваться функцией «Повысить статус» в левом меню.
Фото, время и место рождения и смерти - данные доступные для пользователя мемориальной страницы, имеющей базовый статус.
Портал предоставляет возможность желающим подписаться на одну или несколько МС (при согласии собственника). Подписчик МС может:
- оставлять на расширенной МС памятные знаки и размещать поминальные открытки;
- получать информацию об изменениях на МС;
- получать сообщения о памятных датах умершего;
- рассылать сообщения всем подписчикам МС;
- добавлять воспоминания об умершем на МС (при согласии собственника);
- оставлять соболезнования на МС;
- поддерживать коммуникации с другими подписчиками МС;
- иметь доступ к другим услугам портала.
Кнопка «Открыть меню», расположенная на МС, позволяет воспользоваться:
- меню портала;
- меню страницы;
- меню функционала.
Функционал МС позволяет:
- получить информацию о собственнике МС и подписчиках;
- сделать пожертвование семье умершего или на развитие проекта;
- стать собственником МС;
- подписаться на МС;
- послать сообщение администратору портала, собственнику МС и подписчикам;
- вносить изменения в МС;
- повысить статус МС;
- перейти на страницу других услуг.
Пожертвовать